Дела судебные

Коммерческая осмотрительность: как компания доказала свою добросовестность в суде

Добрый день, коллеги.

Меня зовут Утегалиева Фатима, я являюсь налоговым консультантом юридической компании «Туров и Партнеры». Сегодня я хотела бы с вами поговорить о проявлении коммерческой осмотрительности.

Как вы знаете, понятие должной осмотрительности уже известно, но появилось новое понятие – коммерческая осмотрительность. Если говорить кратко, то коммерческая осмотрительность подразумевает анализ всей бизнес-истории вашего будущего контрагента.

И сегодня мы с вами рассмотрим достаточно свежую судебную практику, в которой компания смогла доказать свою добросовестность путем проявления коммерческой осмотрительности.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2022 № А40-15177/2022

Компания осуществляла поставку товаров, и налоговая инспекция посчитала, что между компаниями заключен формальный документооборот. Соответственно, отказала в принятии вычета по НДС и внесла корректировки налога на прибыль на основе определенных показателей.

Если вникнуть в суть этого дела и понять, почему суды всех инстанций встали на сторону компании, то мы поймем, что у компании был свой регламент по проведению работ с данными контрагентами, который был введен в действие. Были также разработаны внутренние положения и отправлены коммерческие предложения потенциальным контрагентам. При этом компания соблюдала свой регламент по проведению работы с данными контрагентами. Компания также запрашивала необходимые документы в виде отзывов или итоговых решений по сделке с лицом, с которым планирует сотрудничать.

Доводы, которые выражены в реальном документообороте, подтвердили добросовестность контрагента и компании. Компания-ответчик отстояла свою позицию на предмет своей добросовестности и полной самостоятельности. Ну и, конечно, суды встали на сторону налогоплательщика, и репутация компании не пострадала.

Имидж и деловая репутация налогоплательщика всегда важны, когда мы анализируем компании, мы обращаем внимание на внутренний документооборот, который прослеживается между компаниями и ИП. Компании не всегда в полной мере проявляют внимание к оформлению всех договорных взаимоотношений. Это не так безобидно, как кажется, и это не тот момент, который стоит упускать.

В практике складывается ситуация, когда налоговикам удается доказать недобросовестность компании, аргументируя тем, что компания не проявляет коммерческую осмотрительность. Налоговый орган считает, что любая компания, которая планирует заключать договор с будущим контрагентом, должна оценить весь его бизнес во времени и пространстве. Для этого недостаточно проверить электронные сервисы, выгрузить историю о данном контрагенте, проверить, в какой зоне находится будущий партнер, сделать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и т.д.

В настоящее время налоговые органы не просто рекомендуют, они требуют, чтобы бизнесмены оценивали своих контрагентов через их интернет-ресурсы. Например, сайты или социальные сети, чтобы убедиться, что компания действительно существует и «оставляет следы». Они налоговики обращают достаточно много внимания на отзывы других контрагентов, что реально велась претензионная работа.

Если вы серьезно заинтересованы в заключении договора с данной компанией, то рекомендуется разработать положение о проявлении должной осмотрительности в своей компании и создать свои собственные регламенты проведения встреч и переговоров со своими контрагентами.

Если вы сомневаетесь в добросовестности данной компании, то вы должны полностью разработать документооборот в части проявления коммерческой осмотрительности и выбирать тех контрагентов, которые соответствуют вашим требованиям. Разработайте регламент проведения встреч и переговоров с новыми или «сомнительными» контрагентами. Эти действия помогут вам избежать претензий налоговых органов и сохранить репутацию вашей компании в сфере предпринимательства.

Мы очень часто в наших видео говорим о пакетных решениях в виде комплектов документов, в частности, о проявлении должной осмотрительности. Поэтому не пренебрегайте этой информацией. Не могу не отметить, что налоговые органы оценивают бизнес с позиции общей налоговой нагрузки и взаимозависимости. Под общей налоговой нагрузкой я имею в виду оценку эффективности работы с данным контрагентом. Понятно, что законодательство не дает им права вмешиваться, но в требованиях и актах они очень подробно описывают, как у вас складывается коммуникация с данным контрагентом, реально ли договор, какие условия в договоре отражают взаимоотношения с данным контрагентом.

Поэтому, если ваша компания еще не разработала положение о коммерческой осмотрительности, о том, как стоит работать с данным контрагентом, какие документы нужно запрашивать и какой регламент исходя из вашего вида деятельности, то обязательно подумайте над тем, как вести свой бизнес, чтобы этот инструмент в полной мере защитил его.

Надеюсь, что данная информация будет для вас полезна, а также информация из судебной практики поможет вам сделать все необходимые выводы, чтобы правильно вести внутренний документ. Если вам нужна информация о том, какие документы нужно запрашивать у контрагента, как выстраивать с ним взаимоотношения и какие действия помогут вам в полной мере обезопаситься от претензий налоговых органов, обращайтесь – мы с удовольствием поможем.

Всего доброго и до свидания.