Недавно в нашем телеграм-канале мы делали обзор очень интересного дела, в котором налоговики проверили цепочку контрагентов аж до десятого звена и нашли фиктивные организаций и «серые» схемы. Компания влетела на 157 млн руб недоимок по НДС, налогов на прибыль, пеней и штрафов. Напомним, что суды всех инстанций встали на сторону налоговиков.
Мы решили еще раз покопаться в этом деле. Сегодня мы не только освежим в памяти ключевые детали этого спора, но и поделимся конкретными рекомендациями от Дениса Морозова, эксперта в области оптимизации налогов и защиты бизнеса, как избежать подобных передряг и что делать, если вы уже попались.
Итак, дальше повествование пойдет от лица нашего юриста!
С одной стороны, стандартный налоговый спор по сомнительным контрагентам, с другой, достаточно сложная в реализации схема, которая к тому же стоит немаленьких денег в обслуживании.
Суть дела
Если вкратце, основная компания заключала договора по аренде транспорта со спорными контрагентами, которые, по мнению налоговой, услуги не оказывали. Фактическими исполнителями были индивидуальные предприниматели на спецрежимах, деньги переводились им. Так как ИП находились на спецрежимах, вычеты по НДС от них не получишь, и спорные контрагенты использовали различные другие компании, чтобы «спрятать НДС» и не платить его в бюджет.
Но что интересно, основная компания не только покупала услуги у спорных контрагентов, но и сама продавала им услуги по аренде транспорта. Получилась «цикличная ссылка», когда один и тот же автомобиль сначала сдавался в аренду, а позже брался в аренду этой же компанией. Видимо, пытались минимизировать платежи по расчетным счетам или пытались подтвердить, что у контрагентов были ресурсы для оказания услуг.
У компании был договор со спорным контрагентом. В договоре обговорены объемы услуг (количество авто, длительность аренды, и пробег), но с первичными документами эти условия не совпадают. Например, в договоре указали, что авто стоят 5 млн руб в месяц, а в первичке отразили расходов на 10 млн. руб. Поэтому налоговая решила, что компании фактически не выполняли услуги. Это первый звоночек для налоговой.
Как налоговики находят разрывы в цепочке
Но налоговики еще с 2015 года обладают оперативной информацией о движении счетов-фактур и способны выявить разрывы практически в любой цепочке (если разрывы есть, конечно). Фактически налоговая видит, где НДС не уплачен и, идя по цепочке вверх, находит выгодоприобретателя.
Тут важно понимать, что выгодоприобретатель для налоговой – это потенциальная жертва. Им неинтересны компании, на которых нет активов. Они не будут предъявлять претензии контрагентам, которые хотя и допустили разрывы в цепочке НДС, но фактически выгодоприобретателями не являются. Им нужна живая компания, с которой можно взыскать реальную недоимку. И если раньше в цепочку контрагентов встраивали компанию, которая внешне выглядит неплохо и она уже занималась «грязными делами», то сейчас это уже не работает.
Получив информацию о наличии разрыва, налоговики начинают более пристально смотреть и выбирать выгодоприобретателя. Установив его, уже начинают проверку со всеми вытекающими последствиями.
Подобного рода судебная практика не единична, и налоговики, используя оперативную информацию, добытую благодаря АКС НДС-2 и иных сервисов, способны выявить разрыв на любом этапе формирования цепочки по НДС. Т.е. неважно, когда разрыв сформировался, он все равно будет обнаружен. На сегодняшний день налоговая инспекция способна определить наличие разрыва уже при проведении камеральной проверки и предъявить претензии налогоплательщику. Раньше на это уходило намного больше времени, что давало шанс незаконным оптимизаторам предоставлять свои услуги бизнесу.
Я в своей практике все реже сталкиваюсь с бизнесменами, которые оптимизируют НДС, используя фирмы-однодневки, как в этом деле, кто-то еще не боится использовать так называемый «бумажный» НДС, но повторюсь, что таких отчаянных оптимизаторов все меньше, что не может не радовать.
Рекомендации
- Не используйте незаконные способы оптимизации НДС. Покупка документов, встраивание в цепочку транзитных компаний, фирмы-однодневки. Все это не работает. Если вы используете подобные варианты, и к вам не пришла налоговая, то это скорее их упущение, а не ваша заслуга.
- Если уж попались на незаконной оптимизации, настаивайте на определении действительных налоговых обязательств. Это даст возможность снизить хотя бы налог на прибыль. Деньги то вы уплатили, кто-то эти работы выполнил. Покажите кто и сколько за это заплатили. Сегодня это действенный инструмент снижения налоговой недоимки.
- Если вашим заказчикам не нужен НДС, то рассмотрите вариант перехода на УСН. Тем более что со следующего года лимиты по УСН значительно вырастут.
- Если вы заказчик, то перед заключением договора в обязательном порядке проверьте своего потенциального исполнителя на предмет коммерческой осмотрительности. Убедитесь, что он действительно сможет выполнить работы, которые указаны в договоре, что у него есть материальные ресурсы и активы и что компания не закроется после того, как получит деньги.
Используя схемы оптимизации НДС, вы не только снижаете налоги, но и снижаете свою привлекательность перед клиентами. Система просто выдавит вас. С такой компанией не будут заключать контракты, так как крупным заказчикам не нужны лишние проблемы с налоговой, им проще найти другого поставщика и заключить договор с ним, чем сэкономить сейчас и в дальнейшем спорить с налоговой. Поэтому лучше внедрять законные способы оптимизации налогов!
Записаться на бесплатную консультацию.