Как только организации или ИП становится известно о применении к ним мер по №115-ФЗ (блокировки счетов, ограничение операций по счету, приостановка конкретных операций), рекомендуется сразу наладить контакт с банком. Сейчас это сделать достаточно просто: взаимодействие через клиент-банк помогает получить доступ к информации о счете от сотрудника.
Это нужно для понимания того, какую меру ограничения применил к предпринимателю банк, и уже с этой информацией начать защиту своих прав, пока на уровне общения со своим банком.
Как это часто бывает, банки запрашивают у клиента всякого рода документы по операциям со счетом, в надежде, что клиент предоставит как можно больше информации по своей деятельности.
Вместе с тем, рекомендуется подавать ограниченный объем документов, который может лишь раскрыть суть сделки (сделок) с контрагентами, прикрепляя эти документы к пояснительной записке. Эта самая записка как раз должна служить объяснением всей финансово-хозяйственной деятельности бизнесмена, а документы, запрашиваемые банком – подкреплять позицию.
После того как бизнесмен направил всю информацию в банк, есть доля вероятности, что кредитное учреждение примет решение о снятии ограничений, уведомив клиента об этом. Но если от банка пришло письмо о невозможности исполнения требования клиента о разблокировке – наступает время второго уровня защиты прав, а именно написание жалобы в межведомственную комиссию при ЦБ РФ.
Важное дополнение: прежде чем направлять жалобу в ЦБ РФ, необходимо изучить письмо об отказе из банка. Существует две причины, по которым комиссия не рассмотрит жалобу предпринимателя:
А) Ограничения по счету предполагают невозможность использования дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Это, по сути, не ограничивает операции по счету, просто их необходимо делать через очное присутствие в банке. Следовательно, этот вопрос не в компетенции межведомственной комиссии;
Б) Если нарушен порядок двухуровневой защиты прав. В этом случае, если бизнесмен предпримет попытку обращения в комиссию без оспаривания решения на уровне банка – попытка окончится неудачей, комиссия отклонит такую жалобу.
Причины
Банки, при работе с клиентами по №115-ФЗ, в некоторых случаях все же могут допускать чрезмерную бдительность, а в некоторых случаях, откровенно говоря «жестить». Но это, скорее, исключение, чем правило.
Итак, причины, по которым можно обратить на себя внимание финансового мониторинга:
Транзитность операций. Если счет используется как транзитный, то алгоритмы Росфинмониторинга посчитают данные операции подозрительными, и применит ограничения;
Оплата в пользу компаний или ИП, которым присвоена категория высокого риска по тому же №115-ФЗ;
Аккумулирование денежных средств на ИП для обналичивания. Здесь стоит обратить внимание, что само по себе использование таких ИП не запрещено, но необходимо это документально подтверждать, плюс соблюдать некоторые требования по финансовой гигиене.
Профилактика
Что касается предупреждения случаев блокировки счетов компаний и ИП, то тут можно сказать следующее: рекомендуется соблюдать вышеописанные правила, вести предпринимательскую деятельность максимально открыто и законно, фиксировать все результаты и ход сделок актами и отчетами, а также проявлять должную осмотрительность при работе с контрагентами.
Таким образом, можно достаточно успешно вести свою деятельность без рисков ограничений в использовании своих законных прав, а в случае появления претензий – максимально оперативно решить эти вопросы с банком.